русский english
Здание музея Государственный музей Л.Н. Толстого
На первую страницу Написать письмо Карта сайта
Коллекция Книжный киоск
 
Коллекция
 

В фондах музея хранится более 7000 ед. хр. графики. Это портретные изображения писателя и его окружения, иллюстрации к его произведениям, виды мест, связанных с его жизнью и творчеством (рисунки, акварели, гравюры). Большая часть работ была исполнена художниками при жизни писателя, а иногда в тесном творческом общении с ним (иллюстрации).

Первые иллюстрации к роману "Война и мир", исполненные по существу ныне полузабытым художником М.С. Башиловым, представляют собой огромный интерес как пример прямого сотворчества писателя и художника.

Иллюстрации к роману "Война и мир". Художник М.С. Башилов., карюю 1866 г.
"Наташи и Борис Трубецкой в цветочной", "Ипполит Курагин", "Пьер Безухов".

История литературы оставила нам немало имен писателей, которые и сами пробовали свои силы в рисовании. Вспомним В. Гюго, Ш. Бодлера, Д.Г. Росетти. В русской художественной культуре 19 в. особую популярность и широкое распространение получило непрофессиональное графическое искусство, к которому можно отнести и рисунки А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Рисовали Я. Полонский, Н.Г. Короленко, В. Брюсов. Не последнее место в этом ряду занимает и Лев Толстой. При всей противоречивости оценок писателем отдельных художественных произведений, творчества отдельных художников - ему всегда сопутствовал живой пристальный интерес к изобразительному искусству. В фондах ГМТ хранятся его рисунки, сделанные в разные периоды. В 1850- е гг. это рисунки в кавказских записных книжках, которые можно считать своего рода "набросками с натуры " к рассказам "Набег", "Рубка леса", "Кавказский пленник", к повести "Казаки". 17 иллюстраций к роману Ж. Верна "Вокруг света", исполненные для своих детей в 1870-е гг., - яркое проявление потребности Толстого выразить мысль не только словом. Это объясняет то нетерпение, с каким Толстой ждал от Башилова готовых рисунков к роману "Война и мир", признаваясь в письме к художнику, что они вызывают у него "подстрекающее чувство" к продолжению работы над романом. В музее хранятся 23 иллюстрации Башилова и выполненные с них гравюры для первого издания романа. Башилов из-за болезни не смог завершить начатый труд и роман к огорчению Толстого вышел без рисунков художника.

Спустя много лет, в 1893 г, он знакомится на Передвижной выставке с Л.О. Пастернаком. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники художник показал ему свои иллюстрации к "Войне и миру", исполненные по заказу журнала "Север". Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет, в конце 80-х гг., художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа "Воскресение" и автором прославленных иллюстраций к нему. Вся серия к "Воскресению" поступила в музей от самого художника.

НАВЕРХ






Иллюстрации к роману "Воскресение".
Художник Л.О. Пастернак. Б., ит.кар., белила
"Утро Катюши Масловой". 1898 г. "Катюша у заутрени". 1898-1899гг. "Закуска в доме Карчагиных". 1898-1899 гг.

Пастернак Л.О.

В 1904 г. Пастернак еще раз обращается к иллюстрированию Толстого, на этот раз по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг для серии народных иллюстрированных изданий он исполнил рисунки к рассказу Л.Н. Толстого "Чем люди живы". (К этому времени этот рассказ писателя уже иллюстрировали Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.Н. Бакшеев (три рисунка в ГМТ), для "Посредника" к рассказу сделали рисунки А.Д. Кившенко, В. Лебедев, М. Малышев, Е.М. Беем). Сам Пастернак считал эти иллюстрации самыми удачными. Высоко оценил их и Толстой.

Роману "Анна Каренина" при жизни писателя известные художники уделили значительно меньше внимания. В музее хранятся иллюстрации с изображением главной героини работы Е.М. Бем (конец 1870-х гг.), М.А. Врубеля (1883 г.), М.В. Нестерова (1887 г.), в советское время эту традицию портретного изображения образа Анны продолжили Н.В. Верещагина-Розанова (1940- е гг.), М.К. Соколов (1946).

Иллюстрации к роману "Анна Каренина".
Художник Е.М. Бем. Конец 1870-х г.

Много и успешно иллюстрировали Толстого в традициях своего времени И.Е. Репин, Н.Н. Ге, В.И. Суриков, М.В. Нестеров, К.В. Лебедев, К.А. Савицкий, П.М. Боклевский, А.Д. Кившенко, В.Н. Бакшеев, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, Д.Н. Кардовский, С.А. Виноградов, Родионов М.С. и др.


Нестеров М.В.

НАВЕРХ


Лансере Е.Е. "Казаки" (1917г.)

Гордость коллекции музея составляют иллюстрации к повестям "Хаджи-Мурат" (1912-1914гг) и "Казаки" (1917г.) с богатейшим подготовительным материалом (более 200 ед.хр), исполненным с натуры на Кавказе в 1912-14 гг. художником Е.Е. Лансере. Художнику удалось наиболее адекватно передать художественное своеобразие произведения Толстого.

В советское время художники продолжали обращаться к произведениям Толстого, среди иллюстраторов видное место заняли Н.И. Пискарев, К.И. Рудаков, В.А. Фаворский, Н.А. Тырса, М.К. Соколов, А.Н. Самохвалов, М.С. Родионов, А.А. Пластов, Ю.И. Пименов, В.А. Милашевский, П.П. Павлинов, Д.А. Шмаринов, О.Г. Верейский, А.И. Харшак, А.В. Кокорин, А.В. Николаев, А.Л. Костин и многие другие.






Пискарев Н.И.


Фаворский В.А.

Если у Ю.И. Пименова это всего один рисунок - иллюстрация к сцене "Венчание Левина и Кити". То А.В. Николаев передал в музей целую коллекцию иллюстраций к "Войне и миру". С 1948 г художник постоянно обращается в творчестве к этому роману, он создал 6 вариантов (черно-белый графический - 1960-70е. гг. целиком находится в фондах ГМТ, а также значительное число иллюстраций в технике гуаши). Вся коллекция иллюстраций О.Г.Верейского к роману "Анна Каренина" (1975-1981гг), включая подготовительный материал (более 500 ед. хр.), коллекция А.И. Харшака к роману "Воскресение", А.И. Зыкова к трилогии "Детство. Отрочество. Юность" составляют знгачительный раздел фонда.

Особый раздел графических фондов музея составляют портретные изображения писателя и его окружения, исполненных разными художниками частью с натуры, а иногда по фотографиям. Среди них есть подлинные шедевры. Много рисовал писателя на протяжении 30 лет И.Е. Репин. Он изображал Льва Николаевича в разные моменты жизни, за разными занятиями - за работой, за чтением, игрой в шахматы, музицирующим в четыре руки с дочерью Александрой, идущим за сохой на поле бедной яснополянской вдовы Анисьи Копыловой.

НАВЕРХ



Репин И.Е.
Т.Л. Толстая

Эту серию дополняют портретные изображения Софьи Андреевны с младшими детьми Сашей и Ванечкой, портреты Льва Львовича, дочерей Татьяны и Марии, свояченицы писателя Т.А. Кузминской, а также друзей Толстого - В.Г. Черткова, А.А. Стаховича, А.Ф. Кони.

С 1893 года постоянно рисовал Толстого и его семью Л.О. Пастернак. Он изобразил писателя на косьбе, за пахотой, за чтением, в общении с крестьянами, в семейной обстановке. Сам художник считал все свои произведения, посвященные Толстому "пластически выраженными мемуарами о нем".

В последнее десятилетие жизни писателя к нему в Ясную Поляну стремились попасть многие художники. К изображениям этого периода относятся работы П. Трубецкого 1899 и 1910 гг., М.В. Нестерова (1906), А.В. Моравова (1909), В.Н. Мешкова (1910).

Особое место принадлежит графической коллекции (большая часть рисунков в альбомах) Т.Л. Толстой-Сухотиной. Она училась живописи и рисунку у Репина, Ге и Пастернака. Ее "толстовиана" наиболее обширна. Многочисленные изображения отца в разные годы и его окружения в том числе и изображения яснополянских крестьян и всей многочисленной родни представляют собой не только художественную, но и документальную ценность.



С.А.Толстая позирует дочери Татьяне Львовне и скульптору И.Я. Гинцбургу (1859-1939) в мастерской Т.Л. Толстой в доме Волконскрго. Ясная Поляна.
Фотография С.А. Толстой. 1897. г.


Портрет сестры Марии Львовны Толстой.
Работа Л.Л. Толстого.

В 1930-е гг. в Париже Лев Львович Толстой сделал по памяти ряд карандашных портретов отца. В фондах музея хранятся и другие произведения, авторы которых - представители семьи Толстых. Это силуэты работы Ф.П. Толстого, рисунки Е.А.Берс, старшей сестры Софьи Андреевны, рисунок, исполненный братом Толстого Дмитрием Николаевичем, а также карандашный портрет жены, исполненный самим Толстым.

В фондах музея хранится ряд портретов писателя исполненных иностранными художниками, среди них - Ян Стыка (Чехословакия), Людвиг Кюн и Ганс Вейль (Германия), Аксель Тальберг (Швеция), В.Г. Раффе (Англия), Эдуард Леон (Франция), Лю Чуй (Китай) и др.

Помимо иллюстраций и портретов в фонде музея хранится большая коллекция гравюр на тему войны 1812 года Фабер-дю-Фора, Альбрехта Адама, Стадлера, Рюгендаса, Лебо и Леружа, карикатуры И.И. Теребенева, а также виды Москвы и Петербурга, Казани, Севастополя, и других мест, связанных с жизнью и творчеством Льва Толстого.

Коллекция музея постоянно пополняется, у музея всегда существовали и существуют прочные связи с художниками, которым дорого творчество писателя.

НАВЕРХ



Министерство культуры Российской Федерации. Государственный музей Л.Н. Толстого.
119034, г. Москва, Пречистенка, 11 Тел./факс (499) 766-93-28 (ул. Пречистенка, 11, м. "Кропоткинская")
Тел./факс (499) 246-94-44 (Усадьба Л.Н. Толстого "Хамовники", ул. Льва Толстого, 21, м." Парк культуры")
Тел./факс (495) 951-64-40 ( "Толстовский центр на Пятницкой-12" , ул. Пятницкая 12, м." Новокузнецкая")
Тел/факс: 8 (47464) 2-17-37 (Филиал ГМТ "Астапово", Липецкая область, поселок Лев Толстой)
Создание сайта