|
Научная деятельность
Государственный музей Л.Н.Толстого в Москве – старейшее научно-просветительское
учреждение в России и имеет давние традиции.
К одним из самых традиционных форм научной деятельности
Музея относятся ежегодные Толстовские чтения, научные заседания
так называемой «Научной группы по изучению жизни и творчества
Л.Н.Толстого». С 1982 года появилась еще одна традиция – раз
в два года проводить научно-фондовые конференции, посвященные
изучению ру-кописных, изобразительных, мемориальных и книжных
фондов Музея.
Проводятся также тематические конференции, посвященные определенным
событиям, людям и фактам биографии и творчества Л.Н.Толстого
и его окружения.
В «Яснополянских сборниках», которые музей выпускал совместно
с музеем-заповедником «Ясная Поляна» с 1955 г. (всего вышло
20 выпусков) печаталась интерес-нейшая хроника этих заседаний.
|
|
Поражает широкий круг научных проблем, обсуждаемых на заседаниях.
«Толстов-ские чтения» давно переросли музейные рамки и превратились
в широкие и представи-тельные толстовские конференции, в которых
участвуют литературоведы Москвы, Петер-бурга, Тулы, Нижнего Новгорода,
Казани, Воронежа, Орла, Екатеринбурга, Ростова-на- Дону, Еревана,
Магнитогорска, Б, Львова.
Участниками Толстовских чтений были виднейшие ученые-толстоведы:
Н.Н.Гусев. Н.К.Гудзий, Б.М.Храпченко, Д.Д.Благой, Т.Л.Мотылева,
В.Б.Шкловский, Б.И.Бурсов, Б.С.Мейлах, А.В.Чичерин, А.А.Сабуров.
В расцвете сил и творческой энергии их участни-ками были Э.Е.Зайденшнур,
В.А.Жданов, А.И.Шифман, Е.Н.Купреянова, В.А.Ковалев, Э.Г.Бабаев,
Н.П.Пузин.
|
Очень разнообразна тематика «Толстовских
чтений»: «Толстой и наша современ-ность», «Толстой-художник»,
«Толстой-публицист», «Толстой и зарубежный мир», «Этические
воззрения толстого», «Творческие истории произведений Толстого»,
« Проблемы текстологии при подготовке к печати сочинений Толстого»,
«Переписка Тол-стого с современниками», - это далеко не полный
перечень тематики чтений, но в по-следние годы особое место
в Чтениях занимают доклады, посвященные религиозно-философским
взглядам писателя, его педагогической теории и практике.
Научная группа – это одно заседание, когда докладчику предоставляется
не 15-20 минут, а целый час времени для выступления. |
НАВЕРХ
Многие исследователи смогли на этих заседаниях рассказать о своих
творческих замыслах, результатах архивных поисков, прочитать целые
главы работ о Толстом. На таких заседаниях ученый, исследователь
имеет воз-можность не только представить результат своей работы,
но и рассказать о своих поисках, находках, выслушать советы, получить
помощь. Часто именно на таком заседании автор хочет получить «добро»
на дальнейшую работу.
Тематика заседаний Научной группы публикуется в «Яснополянских сборниках».
Начало свое Научная группа берет в 1951 году. На ее заседаниях выступали
не только рос-сийские исследователи, но ученые из Польши, Румынии,
Чехословакии, Германии, Фран-ции, Англии, США, Индии и других стран
мира.
С 50-х годов очень многое изменилось, но нет оснований отказываться
от традици-онных для Музея Толстовских Чтений, заседаний Научной
группы, - они служат хорошей школой для молодых ученых-толстоведов,
вдохновляют исследователей на создание но-вых книг о Толстом, помогают
в работе над Академическим собранием сочинений Л.Н.Толстого.
Эти традиции не помешали и рождению новых форм научной работы. В
Музее появились и успешно проходят научно-фондовые конференции.
Первая такая конференция прошла прошла в 1982
году , но традицией конференции стали позже. В 1986 году была
проведена «Научно-практическая конференция. К 75-летию Государственного
музея Л.Н.Толстого (1911-1986)».
С 1991 года конференции стали традицией. С 1982 по 2001 год
было проведено 20 заседаний на 8 конференциях. Выступило 29
научных сотрудников Государственного музея Л.H.Толстого с 73
докладами и 19 сотрудников музея-заповедника Ясная Поляна с
35 докладами.
Ко всем научным заседаниям создается своя выставка. Результаты
научно-фондовых конференций и Толстовских чтений составляют
основу публикаций источнико-ведческого характера, издания новых
альбомов изобразительных материалов, фотоальбо-мов и путеводителей.
Это – итог повседневной работы музея.
|
|
НАВЕРХ
|